понедельник, 27 октября 2008
Вот и пришел третий урок-)
почему он под номером 1? Потому что фотодело будет идти параллельно с композицией. Так что и считать мы их будем отдельно.
Разберемся сейчас что вообще такое композиция и некоторые базовые правила.
Часть 1Композиция - это объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое: линейного, тонального и цветового построения кадра, а так же его светового колорита.
Цель - предать снимку художественную изобразительность и смысловую четкость, направить внимание зрителя и удержать его в границах кадра.
Выразительные средства композиции
Рассмотрим сейчас те средства, которыми мы можем достигнуть нами поставленной цели - привлечь и удержать внимание:
1) точка съемки
2) освещение
3) тональность
4) планы и перспектива
5) ракурс
6) ход и ритм линий
7) акцент
8) виды контрастов
9) ритм
Вот основные средства, которые мы рассматривать и использовать в снимках.
Если кто пока не сталкивался с законами и правилами композиции, и после данного урока будет делать свои фото соблюдая их - я уверена - ваши снимки станут раза в два привлекательней и интересней!-)
А теперь рассмотрим несколько советов, которые надо вспоминать перед тем, как вы нажмете на затвор своей камеры.
Простые советы
1) Выделить главный объект
-а заполнить кадр объектом съемки
-б ограничить глубину резкости
-в создать между объектом и фоном контраст света и цвета
2) не делить кадр пополам (столб, дерево6 горизонт, стена)
3) "правило третей" сюжет в кадре располагать в 1/3 от края кадра и на пересечении линий третей
4) оставлять пространство для движения и направления взгляда
5) использовать диагонали
6) найти естественную рамку
7) намерено соблюдать или нарушать правила композиции, но не игнорировать.
Конечно эти советы не все сразу запихиваются в один кадр, но вот например я стараюсь соблюдать в каждом кадре 1, 2, 3, 7.
4 не везде, т.к. не на всех кадрах есть движение или взгляд,
5 - потому что есть и горизонтальные снимки, чаще всего даже,
6 - достаточно мало таких кадров делается, на самом деле, хотя в них есть определенная прелесть.
Принцип равновесия
Все помнят детский вопрос: "Что тяжелее: кило железа или кило пуха?"
Какой ответ? Одинаково? Для вас, как фотографов такой ответ является ошибочным.
На фото железо и пух - плоские, вес - это только вес бумаги отпечатка, не более.
На фото вес определяется размером объекта, площадью, которую он занимает. Т.е. на фото мы используем так называемый "зрительный вес"
И пух становится тяжелее, занимая бОльшее пространство.
Так же надо знать, что белый объект зрительно весит меньше, чем черный, даже при одинаковой площади.
Рассмотрим два равновесия:
1) Формальное равновесие - объект с бОльшим оптическим весом вблизи центра можно уравновесить объектом в меньшим весом, но находящимся ближе к краю кадра
2) Неформально равновесие - объект может быть уравновешен развивающимся движением, направлением взгляда или жеста.Часть 2Золотое сечение
Золотое сечение - деление отрезка на 2 части таким образом, чтобы бОльшая часть относилась к меньшей так же, как весь отрезок к бОльшей части.
Попробуем проиллюстрировать это правило графически:
|------------|-----------------------|
A B C
ВС/АВ = АС/ВС = 0,618 - данная величина является постоянной.
Для того, чтобы понять где на снимке золотое сечение, мы должны умножить длину кадра на 0,618 и полученное значение отмерить от двух концов кадра и провести две линии, так же мы поступаем и с шириной. получится сетка их 9-и прямоугольников, причем в отличие от правила третей, линии золотого сечения расположены ближе к центру.
А смысл в том, чтоб располагать в линиях золотого сечения и в точках их пересечений объекты съемки, точку, куда переместится объект и точку пересечения взглядов.
а вот наглядный пример использования золотого сечения при съемке:

Обратите внимание, что в данном снимке все важные детали связаны с сечением.Задание 1
Ориентируясь на весь вышеизложенный материал (не только композицию, но и фотодело), вы сдаете два снимка на заданную тему до 4 ноября на умыло сообщества.
Из комментов фото будут удаляться.
Оформляете письма как указано в эпиграфе.
две темы для снимков:
1) главный объект в золотом сечении + формальное равновесие
2) главный объект в золотом сечении + неформальное равновесие.
Так же в письме укажите как выполнены условия для заданий и указываете, какой объект в кадре главный. Т.е. например пишете так: В данном кадре главный объект - этот кот, он находится в золотом сечении, уравновешивается он мышкой, которая находится ближе к краю кадра и меньше по размеру
Все вопросы по выполнению задания и по самой теме - в комменты.
@темы:
композиция
Золотое сечение
Правило третей
Что вам больше нравится?
(Только вот не надо говорить, что ничего!
ха, смотря как ты прикладываешь сечение к кадру-))
про первый - это типа человека в сечение вогнал целиком? ну так же можно его и в трети внутрь запхнуть.. а там написано, что главные объекты находятся в сечении. вот что главное в этой фотке? улыбка и глаза? вот их и надо в сечение.. что и сделано на втором кадре-)
небольшое отступление от миллиметража не считается злобным нарушением.. думаю редкий фотограф будет линейкой вымерять края.
в любом случае сечение соблюдено и приятнее воспринимается во втором кадре, и отличается от третей на малую долю.. но если очень хчется, то: глава расположены по правилу третей, а вот губы по сечению (ближе к центру относительно нижнего края.)
в конкретный момент только к третям, но если есть что сказать, думаю можно-)
но на второй просто фото... на документы, например) только как будто она не дождалась фотографа и начала вставать раньше, чем сработал затвор, поэтому голова обрезана)))
у меня сразу вопросы)) мне лень лезть в википедию или читать тут комменты.... извините заранее за лень и наглость
что такое :
тональность
ход и ритм линий
ритм
правила композиции кажись были... вкратце можно повторить? )))
в эпиграфе сообщества ссылки на словарь и уроки по композиции и ритму
вот правда, считаю глупым перепечатывать сюда для вас лично уроки, связанные с теми понятиями, о которых вы спрашиваете.. там все уже написано, читайте в уроках и загляните в словарь: парой слов тут не обойтись - чесслово..
"Живого" формального равновесия вообще не удалось найти
Фотоаппарат Canon 450D
1) главный объект в золотом сечении + формальное равновесие
2) главный объект в золотом сечении + неформальное равновесие.
1) живое формальное - это или постановочное, или ловить на улице-)
по вашему снимку - Иа следует сместить еще левее, т.к. его вес намного меньше Пяточка, и в данной расстановке кадр заваливается вправо.
2) угу, тоже хорошо, только следует обрезать справа. на заднем плане строение, и если отрезать из кадра белую балку, то получится в аккурат Золотое сечение, а сейчас это скорее правило третей-)
Спасибо!!!Учту, буду исправлять ошибки! Ну и дальше задания делать...
через время можете сделать снова эти же задания, для самопроверки и контроля, насколько хорошо все запомнили-)
в видоискателе этого фотика можно ориентироваться по точкам фокусировки. нигде в настройках сетку не сделать, чтобы показывало в видоискателе.
например, распечатать сетку ЗС, посмотреть на неё через фотик и запомнить где примерно проходят линии.
но настолько чётко ведь не надо придерживаться к размерам, главное чтобы кадр вышел
у меня 40д, я по точкам фокусировки смотрю-)
Я вот не поняла. Линии сечения должны как бы делить объекты пополам? Или объекты должны размещаться между ними?
как бы делить-)
т.е. объекты надо располагать на них - вот как на рисунке с аистом показано.