понедельник, 27 октября 2008
Вот и пришел третий урок-)
почему он под номером 1? Потому что фотодело будет идти параллельно с композицией. Так что и считать мы их будем отдельно.
Разберемся сейчас что вообще такое композиция и некоторые базовые правила.
Часть 1Композиция - это объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое: линейного, тонального и цветового построения кадра, а так же его светового колорита.
Цель - предать снимку художественную изобразительность и смысловую четкость, направить внимание зрителя и удержать его в границах кадра.
Выразительные средства композиции
Рассмотрим сейчас те средства, которыми мы можем достигнуть нами поставленной цели - привлечь и удержать внимание:
1) точка съемки
2) освещение
3) тональность
4) планы и перспектива
5) ракурс
6) ход и ритм линий
7) акцент
8) виды контрастов
9) ритм
Вот основные средства, которые мы рассматривать и использовать в снимках.
Если кто пока не сталкивался с законами и правилами композиции, и после данного урока будет делать свои фото соблюдая их - я уверена - ваши снимки станут раза в два привлекательней и интересней!-)
А теперь рассмотрим несколько советов, которые надо вспоминать перед тем, как вы нажмете на затвор своей камеры.
Простые советы
1) Выделить главный объект
-а заполнить кадр объектом съемки
-б ограничить глубину резкости
-в создать между объектом и фоном контраст света и цвета
2) не делить кадр пополам (столб, дерево6 горизонт, стена)
3) "правило третей" сюжет в кадре располагать в 1/3 от края кадра и на пересечении линий третей
4) оставлять пространство для движения и направления взгляда
5) использовать диагонали
6) найти естественную рамку
7) намерено соблюдать или нарушать правила композиции, но не игнорировать.
Конечно эти советы не все сразу запихиваются в один кадр, но вот например я стараюсь соблюдать в каждом кадре 1, 2, 3, 7.
4 не везде, т.к. не на всех кадрах есть движение или взгляд,
5 - потому что есть и горизонтальные снимки, чаще всего даже,
6 - достаточно мало таких кадров делается, на самом деле, хотя в них есть определенная прелесть.
Принцип равновесия
Все помнят детский вопрос: "Что тяжелее: кило железа или кило пуха?"
Какой ответ? Одинаково? Для вас, как фотографов такой ответ является ошибочным.
На фото железо и пух - плоские, вес - это только вес бумаги отпечатка, не более.
На фото вес определяется размером объекта, площадью, которую он занимает. Т.е. на фото мы используем так называемый "зрительный вес"
И пух становится тяжелее, занимая бОльшее пространство.
Так же надо знать, что белый объект зрительно весит меньше, чем черный, даже при одинаковой площади.
Рассмотрим два равновесия:
1) Формальное равновесие - объект с бОльшим оптическим весом вблизи центра можно уравновесить объектом в меньшим весом, но находящимся ближе к краю кадра
2) Неформально равновесие - объект может быть уравновешен развивающимся движением, направлением взгляда или жеста.Часть 2Золотое сечение
Золотое сечение - деление отрезка на 2 части таким образом, чтобы бОльшая часть относилась к меньшей так же, как весь отрезок к бОльшей части.
Попробуем проиллюстрировать это правило графически:
|------------|-----------------------|
A B C
ВС/АВ = АС/ВС = 0,618 - данная величина является постоянной.
Для того, чтобы понять где на снимке золотое сечение, мы должны умножить длину кадра на 0,618 и полученное значение отмерить от двух концов кадра и провести две линии, так же мы поступаем и с шириной. получится сетка их 9-и прямоугольников, причем в отличие от правила третей, линии золотого сечения расположены ближе к центру.
А смысл в том, чтоб располагать в линиях золотого сечения и в точках их пересечений объекты съемки, точку, куда переместится объект и точку пересечения взглядов.
а вот наглядный пример использования золотого сечения при съемке:

Обратите внимание, что в данном снимке все важные детали связаны с сечением.Задание 1
Ориентируясь на весь вышеизложенный материал (не только композицию, но и фотодело), вы сдаете два снимка на заданную тему до 4 ноября на умыло сообщества.
Из комментов фото будут удаляться.
Оформляете письма как указано в эпиграфе.
две темы для снимков:
1) главный объект в золотом сечении + формальное равновесие
2) главный объект в золотом сечении + неформальное равновесие.
Так же в письме укажите как выполнены условия для заданий и указываете, какой объект в кадре главный. Т.е. например пишете так: В данном кадре главный объект - этот кот, он находится в золотом сечении, уравновешивается он мышкой, которая находится ближе к краю кадра и меньше по размеру
Все вопросы по выполнению задания и по самой теме - в комменты.
@темы:
композиция
img-2007-05.photosight.ru/03/2068075.jpg
открывается?
И я так понимаю, что для выполнения домашнего задания надо пользоваться ручными режимами, да?
принимаются работы снятые даже на телефон. не важно чем вы снимаете, важно как и с какой целью. если вам это интересно, вы пользуетесь советами и всячески стараетесь выполнять задания - то вам огромный плюс.
если нет ручных режимов - ничего не поделать, значит бОльшая часть теории для вас как сведения, которые пока не пощупать.
Думаю если вас фото заинтересует достаточно сильно, в определенный момент вы приобретете себе ту камеру, которая будет вашим третьим глазом-)
Не могли бы вы привести примеры фото с формальным равновесием и с неформальным? Кроме того, ваше фото в тексте урока не открывается вообще, а на него тоже хотелось бы взглянуть.
Честно говоря, примеры хотелось бы и по другим урокам: вы все объясняете на словах, а лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Знающих людей здесь явно нет, это сообщество для новичков, а чайнику без примера очень трудно. Я бы и хотела выполнить задание, даже поснимала немного, но в процессе поняла, что информации из ваших уроков мне было не достаточно.
объект может быть уравновешен развивающимся движением, направлением взгляда или жеста.
Что конкретно это значит? Объект в ту сторону смотреть должен? Да и с формальным равновесием не все понятно. В общем, хотелось бы видеть примеры с таким объяснением, как вы предлагаете нам сделать в задании.
да... сложность в том, что нет возможности наглядно показать все.. "на пальцах" так сказать.. особенно это касается уроков по фотоделу.
с композицией полегче, хотя тоже не так просто, как кажется на первый взгляд.
но попробую вам все же привести примеры и объяснить.
здесь не формальное ровновесие. парень идет слева направо - есть движение. а справо достаточно место для того, чтоб он смог куда-то придти.
на этом фото золотое сечени не попадает в главный объект, но попадает в дерево, к которому идет парень.
формальное ровновесие
главный объект - хорек. уровновешивающий его - девушка слева.
хорек в сечении.
на этом фото сделана ошибка - девушка должна стоять дальше и ближе к левому краю, и более размыта.
читать дальше
здесь не формальное на этом фото золотое сечени не попадает в главный объект, но попадает в дерево, к которому идет парень
Что-то я запуталась с этим золотым сечением...
Тоесть главное,чтобы объекты находились на пересечения линий, и даже если бы на снимке дерево было бы в пересечении левее,это все равно было бы золотым сечением и снимок был бы выполнен верно?
было уже сказано про оптический вес. так вот надо располагать объекты так, чтоб если вы вешаете фото на одной ниточке, то оно не переваливается на бок за счет лишнего веса.
вот на этом снимке например. представьте, что дерева нет вообще. т.е. есть поле, на заднем плане деревья и какие-то люди и этот мальчик в копюшоне.
кадр будет завален на лево, ощущение перевеса в одну сторону и сразу хочется что-нибудь разместить справа.
Хотя здесь и есть неформальное ровновесие (т.е. движение объекта), но есть еще и люди чуть выше. они добавляют вес дерево уровновешивает.
Обратите внимание, во всех фильмах при съемках редко, когда главное лицо в кадре стоит в центре. в основном объекты сдвинуты в одну из сторон и не прижаты к верху или низу...
-в создать между объектом и фоном контраст света и цвета
это делается как-то технически или здесь работает только восприятие фотографом реальной обстановки?
да, очень часто золотое сечение и правило третей объединяют и говорят, что это одно и то же.. а на самом деле это не так-))) если трети так и делают - треть от кадра, то сечение, это 0,618 часть от кадра-) примерно 1/3, но все же... -))
Травка
1. именно технически. глубину резкости можно уменьшить за счет открытия диафрагмы, а создать контраст с помощью дополнительного освещения
2. чуть выше в комментах есть фото с хорьком. так вот он в сечении-)
Простите мой корявый язык дилетанта.
Если не сложно, пожалуйста, объясните на этом примере, добавив на фото те самые линии.
и жаль, что я опоздал к "заданию"
т.к. только вас нашла
и гнездо и аист в сечении, вот в чем фишка. оба объекта находятся на этих линиях.
почему опаздали? опаздать нельзя, это же не задание на срок, делают все желающие-)
а вот вам аисты с примерными линиями сечения.
yacyankaca
конечно-)
Uniun
в идеале вы должны делать кадр таким, какой он потом и будет. но пока мы учимся, то вырабатываем навык видения этих линий сразу, на глаз.
на некоторых камерах (в основном мыльницах) есть настройка "отобразить сетку" или что-то типа того. тогда в видоискателе появляются 4 линии. две горизонтальные и две вертикальные, которые делыт кадр на 9 прямоугольничков.
у меня в камере такого нет, делаю на глаз.
и гнездо и аист в сечении, вот в чем фишка. оба объекта находятся на этих линиях.
почему опаздали? опаздать нельзя, это же не задание на срок, делают все желающие-)
а вот вам аисты с примерными линиями сечения.
yacyankaca
конечно-)
Uniun
в идеале вы должны делать кадр таким, какой он потом и будет. но пока мы учимся, то вырабатываем навык видения этих линий сразу, на глаз.
на некоторых камерах (в основном мыльницах) есть настройка "отобразить сетку" или что-то типа того. тогда в видоискателе появляются 4 линии. две горизонтальные и две вертикальные, которые делыт кадр на 9 прямоугольничков.
у меня в камере такого нет, делаю на глаз.
Если нет срока, то я попробую сделать фото и вышлю его на разбор. Еще раз, огромное вам спасибо.
Придется на глаз.
Ну или нарисовать фломастером на экране
сроков нет-)) делайте, пробуйте-))
Uniun
тогда на глаз-)
но интересно, можно ли это принять за формальное равновесие?
(чуть не забыл про инфо)
Условия съёмки: лампочка накаливания 300 ватт
сделать кадр чуть ниже, ближе к трубе и убрать немного справа.. объект, который уравновешивает главный должен стоять немного дальше, сечения. (с условием, что главный объект в сечении)
ясно... к сожалению, кадр повторить не могу, так как снимал "на лету" и трубы уже заделаны)))
а вот это, как я понял, условное равновесие?)
здесь Джамшут сидит в верхнем правом углу. место для него оставлено слева внизу.
т.е. по идее он должен или ползти в противоположный ему угол или вкрадчиво туда пялиться. а он сконцентрировал взгляд прямо в центре кадра. и все приводит именно к центру. а то пустое пространство - лишнее.. оно не играет на сюжет и на Джамшута.
т.е. кадр можно смело разрезать пополам примерно, и ничего особо не изменится.
на самом деле смысл его взгляда в том, что он перфоратором снимает плитку справа-налево))) ну, видимо, я плохо это передал)))
кстати, не кажется, что 500 пикселей по длинной стороне это как-то мало...?) например в сообществе рисунков - 700
500 - это если выкладываешь фото прямо на сообщество, а если ты превьюшку делаешь, то хоть все 1000-))
а про перфоратор... вот если бы он разворотил уже полкомнаты и сидел по пояс закопанный в плитке - то это было бы видно-)
а так он уткнулся и сидит-)