...........
Аберрации
Список возможных аберраций:
1. сферическая
2. хроматическая
3. кома
4. астигматизм
5. кривизна поля
6. дисторсия
7. виньетирование
8. паразитная засветка
Наиболее встречающиеся остаточные аберрации в современных объективах:
1. дисторсия
2. хроматическая аберрация
3. виньетирование
4. кривизна поля / сферическая
Остальные 4 аберрации чаще всего убирают еще при изготовлении объектива, или они не убираются вовсе-)
Но сейчас мы остановимся на основных четырех:
1. Дисторсия
- это геометрическое искажение изображения, которое заключается в искривлении прямых.
Возникает из-за того, что увеличение не постоянно, а зависит от угла между лучом и оптической осью.

На снимаемом объекте d1=d2, а на получаемом изображении это совсем не так..
В случае подушки, увеличение краев сильнее увеличения центра, т.е. d1>d2
В случае бочки - увеличение сильнее в центре, т.е. d12. Хроматическая аберрация (ХА)
- это размытие и окрашенность краев контрастных объектов, возникающее из-за резкой степени преломления объективом лучей резкого цвета.

В объективах L-класса компании Canon на линзы напыляют тонкий слой кристаллов Флюорита, который устраняет данную аберрацию. (так же он убирает паразитную засветку)
3. Виньетирование
- уменьшение освещенности от центра к периферии кадра.
Возникает из-за того, что поток света идущий не по оптической оси проходит сквозь меньшую апертуру (относительную диафрагму)

вот так меняется апертура в зависимости от угла к оптической оси.
Эффект проявляется сильнее на короткофокусных объективах
4. Кривизна поля / Сферическая аберрация
Объединено по причине, что невозможно убрать обе аберрации одновременно. при уходе одной, возникает вторая, и наоборот.
а) Кривизна поля возникает, когда область максимальной резкости располагается не на плоскости, а на сфере:

1 - плоскость объекта
2 - плоскость фокусировки
б) сферическая аберрация возникает из-за того, что угол преломления луча зависит от его расстояния до оптической оси.

Устранение аберраций во время съемки при помощи изменения значения диафрагмы до f 8-11:
1. сферическая: присутствует по краям, хорошо исправляется закрытием
2. кома (точка принимает вид запятой): присутствует по краям, хорошо исправляется закрытием
3. астигматизм (точка принимает форму вытянутого креста): присутствует по краям, закрытием диафрагмы исправляется плохо
4. ХА: присутствует по краям, никак не убирается диафрагмированием
5. кривизна поля: по краям, хорошо исправляется закрытием
6. дисторсия: по краям, никак не убирается диафрагмированием
7. виньетирование: по краям, хорошо исправляется закрытием
8. паразитная засветка: присутствует в центре и по краям, никак не убирается диафрагмированием.
Немного про паразитную засветку (своими словами):
наверняка многие из вам сидели, кто если снимать напротив источника света в темное время суток (особенно заметно), то на кадре появляется такая дымка, будто кадр делали в тумане или в дыму.
Это возникает из-за того, что свет, падая на линзу объектива, частично отражается, а частично проходит дальше.
И вот представьте, летит луч света навстречу объективу, в котором 5 линз. Подлетает к первой - что-то отражается (т.к. стекло все же не является идеально прозрачным), остальное летит дальше ко второй линзе, и тут часть так же отражается, а что-то летит дальше к третей.
Но проследим ту часть луча, которая отразилась от второй линзы: она летит обратно к первой, частично отражается, летит обратно, снова частично отражается.. и так далее, и так ведет себя каждый луч, после прохождения через каждую линзу..
Вот такая штука-)
Способ убрать ХА: www.diary.ru/~club-f/p63396702.htm
Искажения объективов
(Аберрации)
(Аберрации)
Список возможных аберраций:
1. сферическая
2. хроматическая
3. кома
4. астигматизм
5. кривизна поля
6. дисторсия
7. виньетирование
8. паразитная засветка
Наиболее встречающиеся остаточные аберрации в современных объективах:
1. дисторсия
2. хроматическая аберрация
3. виньетирование
4. кривизна поля / сферическая
Остальные 4 аберрации чаще всего убирают еще при изготовлении объектива, или они не убираются вовсе-)
Но сейчас мы остановимся на основных четырех:
1. Дисторсия
- это геометрическое искажение изображения, которое заключается в искривлении прямых.
Возникает из-за того, что увеличение не постоянно, а зависит от угла между лучом и оптической осью.

На снимаемом объекте d1=d2, а на получаемом изображении это совсем не так..
В случае подушки, увеличение краев сильнее увеличения центра, т.е. d1>d2
В случае бочки - увеличение сильнее в центре, т.е. d12. Хроматическая аберрация (ХА)
- это размытие и окрашенность краев контрастных объектов, возникающее из-за резкой степени преломления объективом лучей резкого цвета.

В объективах L-класса компании Canon на линзы напыляют тонкий слой кристаллов Флюорита, который устраняет данную аберрацию. (так же он убирает паразитную засветку)
3. Виньетирование
- уменьшение освещенности от центра к периферии кадра.
Возникает из-за того, что поток света идущий не по оптической оси проходит сквозь меньшую апертуру (относительную диафрагму)

вот так меняется апертура в зависимости от угла к оптической оси.
Эффект проявляется сильнее на короткофокусных объективах
4. Кривизна поля / Сферическая аберрация
Объединено по причине, что невозможно убрать обе аберрации одновременно. при уходе одной, возникает вторая, и наоборот.
а) Кривизна поля возникает, когда область максимальной резкости располагается не на плоскости, а на сфере:

1 - плоскость объекта
2 - плоскость фокусировки
б) сферическая аберрация возникает из-за того, что угол преломления луча зависит от его расстояния до оптической оси.

Устранение аберраций во время съемки при помощи изменения значения диафрагмы до f 8-11:
1. сферическая: присутствует по краям, хорошо исправляется закрытием
2. кома (точка принимает вид запятой): присутствует по краям, хорошо исправляется закрытием
3. астигматизм (точка принимает форму вытянутого креста): присутствует по краям, закрытием диафрагмы исправляется плохо
4. ХА: присутствует по краям, никак не убирается диафрагмированием
5. кривизна поля: по краям, хорошо исправляется закрытием
6. дисторсия: по краям, никак не убирается диафрагмированием
7. виньетирование: по краям, хорошо исправляется закрытием
8. паразитная засветка: присутствует в центре и по краям, никак не убирается диафрагмированием.
Немного про паразитную засветку (своими словами):
наверняка многие из вам сидели, кто если снимать напротив источника света в темное время суток (особенно заметно), то на кадре появляется такая дымка, будто кадр делали в тумане или в дыму.
Это возникает из-за того, что свет, падая на линзу объектива, частично отражается, а частично проходит дальше.
И вот представьте, летит луч света навстречу объективу, в котором 5 линз. Подлетает к первой - что-то отражается (т.к. стекло все же не является идеально прозрачным), остальное летит дальше ко второй линзе, и тут часть так же отражается, а что-то летит дальше к третей.
Но проследим ту часть луча, которая отразилась от второй линзы: она летит обратно к первой, частично отражается, летит обратно, снова частично отражается.. и так далее, и так ведет себя каждый луч, после прохождения через каждую линзу..
Вот такая штука-)
Способ убрать ХА: www.diary.ru/~club-f/p63396702.htm
На деле - все еще хуже. Переотражения происходят не просто на линзе, а, упрощенно, на каждом переходе стекло-воздух. Т.е. если у нас 5 линз - то это 10 поверхностей. Лечится - просветлением, т.е. нанесением на поверхности линз тонких пленок с промежуточными значениями преломлений... условно, вместо одного "резкого" преломления получается, своего рода, "плавный поворот". Более того, толщина пленок расчитывается таким образом, чтобы из собственные переотражения гасили друг друга... вобще - это довольно забавная тема.
Кроме повышения контрастности, просветление также улучшает цветопередачу объектива, т.к. разные цвета преломляются немного по-разному и в современных зумах с 10+ группами линз можно получить форменную какафонию. Отчести, также, просветление способствует увеличению эффективной светосилы...
пригодилось?.. хорошо!-)
Snark
точно.. еще же и внутри стекла оно все бегает.. жесть.. как-то захотелось эль-оптики-)
Кроме того по поводу самой противной (имхо) цветовой аберрации сказано недостаточно. Если то, как она получается ещё можно разобрать по схеме, то как с ней бороться на практике (исключая покупку флюоритных линз) ничего нет. А ведь известно, что с изменением диафрагмы параметры ХА меняются. Те, кому интересно, как именно -- могут посмотреть, например, сюда.
Дальше, что касается "Кто виноват?" более менее разобрались, теперь "Что делать?". Какие методы борьбы кроме диафрагмы возможны? Очевидно -- программные. Их можно разделить на автоматические (RawShooter, Light Room, RawTherapee etc) и полуавтоматические/ручные (все современные редакторы). Или такими темами мы не озадачиваемся?
ну.. я все же еще раз повторюсь.. я выкладываю то, что у меня есть. конечно могут быть неточности, недостаточно описано и, возможно, ошибки. О чем прошу сообщать в комментах или на умылки.
так же есть чат и асько-)
по поводу "Что делать" и как бороться - ну я не всезнающее создание, и вовсе не против, если в комментах будет обсуждение или дополнения по поводу исправления аберраций-)