14:42 

Фото-Словарь

слепой смайл
...........
В данном посте вы можете найти термины, которые чаще всего используются в кругах фотоманьяков.



Словарь


Аберрация
От лат. aberratio – уклонение. Аберрация – это искажения, которые создает оптика из-за несовершенства отражающих и преломляющих поверхностей оптической системы. Аберрация выражается в том, что изображение получается нечетким, с неправильной передачей геометрии объекта съемки или окрашенным, например, по контуру.

Автобрекетинг
режим автоматического выполнения серии кадров с отклонением экспозиции в сторону увеличения или уменьшения с определенным шагом. Пределы автобрэкетинга обозначаются одним числом (крайнее значение) со знаком +/-. Например, +/-3 автобрэкетинг от -3 до +3 относительно текущей экспозиции. Шаг обозначается отдельно и обычно имеет значения 1/3, 1/2, 2/3 и т.д. В результате камера последовательно делает несколько снимков с разными параметрами. Если это брекетинг по экспозиции, то камера автоматически на каждом последующем кадре изменяет значение экспокоррекции — от меньшего к большему.

Автофокус
Система автофокуса в цифровых камерах бывает активной, пассивной и комбинированной. В активном режиме камера вычисляет расстояние до снимаемого объекта и фокусирует объектив на это расстояние. В режиме пассивной автофокусировки электроника исследует изображение в поисках контрастных линий и границ объектов. Затем камера фокусируется таким образом, чтобы эти линии стали максимально резкими.

Анастигмат
От греч. an – «не», «без» и «астигматизм». Это объектив, в котором используются специально подобранные линзы, исправляющие аберрации.

Апертура
От лат. aperture – отверстие. Это величина, которая обозначает отверстие оптической системы (объектива), используемое в момент съемки. Апертура объектива определяет количество света, которое проходит через объектив, и разрешающую способность объектива.

Апохромат
От греч. apo – «из», «от», «без» и chroma – «цвет», «краска». Это объектив, у которого исправлена хроматическая аберрация для трех и более цветов. Например, для фиолетового, зеленого и красного. В объективе используются линзы из специального стекла, вводятся зеркала в оптическую систему, сама конструкция оптики усложнена.

Артефакты
Искажения, вносимые в изображение фотокамерой. Часть информации при сжатии файла JPEG теряется, возникают искажения в виде «мозаичности» – артефакты. Артефакты могут добавляться и неточностью обработки изображения камерой, ухудшением свойств матрицы, электронным шумом и т.д.

Астигматизм
От греч. а – «не», «без», и strigme – «точка». Разновидность аберрации оптической системы, которая выражается в том, что точки, расположенные не на главной оси оптической системы, изображаются двумя взаимно перпендикулярными отрезками, расположенными на расстоянии друг от друга. По причине астигматизма изображение получается нечетким. Это устраняется использованием линз разной кривизны, у которых разные показатели преломления. При этом астигматизм одной линзы компенсируется астигматизмом другой.

Асферическая оптика
От греч. а – «не», «без» и sphaira – «шар». Производство оптических элементов с асферическими поверхностями позволяет создавать оптические системы с улучшенной коррекцией аберраций. Элементы с асферической поверхностью имеют несферическую форму: эллипс, цилиндр, парабола. Они получаются нанесением на сферическую поверхность переменного по толщине слоя прозрачного или отражающего вещества.

Ахромат
От греч. achromatos – «бесцветный». Это объектив, у которого исправлены хроматические аберрации для двух цветов. Например, для фиолетового и желтого. Частично устранена сферическая аберрация. Используется как мягкорисующий объектив.

Ахроматические цвета
Серые цвета несветящихся объектов, которые не имеют цветности. Они отличаются только по светлоте. От самого светлого – белого до самого темного – черного, которые отсутствуют в видимом спектре. По мере увеличения светлоты они образуется ряд, составляющий серую шкалу. Шкала с постоянным значением разности оптической плотности двух соседних полей используется для контроля качества фотографических материалов и процессов.

АЦП –аналогово-цифровой преобразователь
Микросхема, которая используется в фотокамере. Она предназначена для преобразования полученного с матрицы изображения в цифровой формат данных, который может использоваться в компьютере.

Байонет
От англ. bayonet – «штыковое соединение». Разъем для крепления съемного объектива к корпусу камеры. Все ведущие производители камер имеют свой стандарт байонета, который не совместим с продукцией других фирм.

Баланс белого
Регулирование оттенка белого цвета в изображении. Разные источники света придают белому цвету различные оттенки. Система регулировки баланса белого в камере убирает оттенки, присущие различным источникам света.

Бленда
Специальная насадка на объектив, убирающая нежелательную засветку, исключая блики-«зайчики» на изображении. Изготавливается из пластмассы, металла, резины в виде кольца – усеченного конуса или четырехлепестковой пирамиды с черной матовой поверхностью внутри.

Бочкообразная дисторсия
Искажение изображения, которое возникает вследствие несовершенства конструкции объектива – Горизонтальные и вертикальные линии изображения выгнуты к краям кадра. Возникает при съемке широкоугольным объективом.

Брекетинг
Также называется «вилка». Съемка камерой серии кадров (три или больше), которые отличаются параметрами с заданным интервалом значений (экспозиция, баланс белого и т.д.), с целью выбрать наиболее оптимальный снимок. При брекетинге по экспозиции один снимок будет темным, другой светлым, третий нормальным. Такая съемка применяется в сложных условиях, когда параметры выбираются опытным путем. Снимки можно комбинировать в фоторедакторе для увеличения соотношения между светом и тенью, расширения динамического диапазона.

Виньетирование
От франц. vignette – «заставка». Частичное затемнение пучка лучей света, проходящих через объектив, наклонных по отношению к оптической оси. В результате освещенность изображения постепенно падает при переходе от центра к краям. Причиной может служить как конструкция объектива, так и дополнительные оптические насадки, бленда.

Выдержка
Отрезок времени, за который свет попадает на матрицу или пленку. Обеспечивается за счет затвора, а само значение выдержки означает время, на которое открывается затвор. Выдержка зависит от освещенности объекта съемки, чувствительности матрицы (пленки) и установленной диафрагмы. Рассчитать ее можно по специальной таблице, экспонометру. В современных камерах автоматика камеры самостоятельно справляется с такими вычислениями.

Высокий ключ
Специальный изобразительный прием, с помощью которого создается нежная по градации, почти воздушная и мягкая фотография, практически целиком состоящая из «белого» с очень светлыми серыми тонами.

Вспышка (Пыха)
может быть как встроенной, так и внешней. Встроенной оборудованы практически все цифровые аппараты, но на качество снимков она может повлиять отрицательно. Дело в том, что яркий пучок света сильно искажает цвета объекта, скажем, лицо человека на фотографии может слегка посинеть. Есть еще один минус в использовании встроенной вспышки: ее свет направлен прямо на объект съемки. Из-за этого появляется эффект «красных глаз»: свет, отразившись от сетчатки глаза, успевает вернуться к камере, и зрачки краснеют. Внешняя вспышка позволяет избежать всех проблем встроенной: ее свет можно направить в любую сторону. Для подключения внешней вспышки у некоторых аппаратов есть специальный синхроразъем. Однако гораздо чаще встречается другая версия разъема, так называемый «горячий башмак»: специальное гнездо, куда можно вставить внешнюю вспышку.

Гиперфокальное расстояние
Расстояние от плоскости матрицы (пленки) до предмета, при фокусировке на который задняя граница резко изображаемого пространства находится в бесконечности. Зависит от фокусного расстояния, установленной диафрагмы, физических размеров сенсора и формата пленки.

Гистограмма
График, показывающий распределение на изображении тонов. По горизонтали отображается шкала яркости тонов: от белого до черного. А на вертикальной оси показывается число пикселей заданной яркости на изображении. Гистограмма позволяет точно устанавливать экспозицию.

ГРИП (Глубина резко изображаемого пространства)
Расстояние вдоль оптической оси объектива между двумя плоскостями в пространстве объектов, в пределах которого на фотографии они передаются достаточно резко. При фокусировке объектива на предмет, расположенный на гиперфокальном расстоянии, задняя граница резко изображаемого пространства находится в бесконечности.

Глубина резкости
Расстояние вдоль оптической оси объектива в пространстве изображений, в пределах которого оптическое изображение, образуемое объективом, обладает достаточной резкостью. При фокусировке на объект в фокусе оказывается еще и часть пространства за объектом и перед объектом. К этому пространству и относится термин «глубина резкости». Она увеличивается, если закрывать диафрагму, и уменьшается, если раскрывать диафрагму. При неизменной диафрагме глубина резкости тем меньше, чем меньше дистанция, на которую фокусируется объектив, и тем больше, чем длиннее дистанция съемки. Глубина резкости зависит от фокусного расстояния объектива: при одинаковых значениях диафрагмы и дистанции до объекта глубина резкости будет больше для объективов с меньшими фокусными расстояниями (широкоугольных) и меньше для объективов с большими фокусными расстояниями (телеобъективов). Небольшие диафрагменные числа подходят для съемки портретов, сюжетов, у которых только центральный объект должен быть в фокусе, а остальная часть кадра размытой. Большие диафрагменные числа подходят для фотографий, на которых все должно быть в фокусе – пейзажи, групповые снимки.

Горячий башмак
Металлический разъем на корпусе камеры для установки внешней съемной вспышки.

Диафрагма
От греч. diaphragma – «перегородка». Диафрагма позволяет изменить диаметр отверстия, ограничивающего сечение светового потока, который проходит через объектив. От диафрагмы зависит глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), соответственно при прикрытии диафрагмы увеличивается выдержка. Диафрагма может управляться как вручную, так и автоматикой камеры.

Диафрагменное число
Значение установленной на объективе диафрагмы называется диафрагменным числом. Это величина, обратная значению относительного отверстия объектива. Этот параметр, как и выдержка, определяется при съемке. Диафрагменное число равно отношению фокусного расстояния объектива к максимальному диаметру его входного зрачка. Значения наносятся на оправу объектива. Шкала диафрагменных чисел построена по принципу шкалы светочувствительности: при переходе от одного значения к другому – соседнему, диаметр отверстия увеличивается (уменьшается) примерно в 1,4 раза. При изменении диафрагменного числа на одно деление количество света, которое проходит через объектив, изменяется в два раза. Чем больше диафрагменное число, тем меньше действующее отверстие диафрагмы, пропускающее по сравнению с предыдущей величиной в два раза меньше света. И наоборот – чем меньше диафрагменное число, тем больше действующее отверстие диафрагмы, пропускающее по сравнению с предыдущей величиной в два раза больше света. Для удобства принят единый международный ряд величин относительных отверстий объектива. Диафрагменное число – также мера светосилы объектива, она влияет на скорость и точность автофокусировки, на способность снимать в условиях недостаточного освещения. Чем меньше диафрагменное число F, тем больше диаметр отверстия диафрагмы и тем больше света попадает на матрицу камеры. Стандартные значения F составляют ряд: 1,0, 1,4, 2, 2, 8, 4, 5,6, 8, 11, 16, 22, 32.

Динамический диапазон
Возможность матрицы или пленки отображать множество цветов и яркость самой светлой и самой темной областей изображения.

Дисторсия
Геометрическое искажение изображения, которое вносит объектив из-за своего несовершенства. Дисторсия бывает бочкообразной (с выгнутыми краями) и подушкообразной (с вогнутыми краями).

Длиннофокусный объектив
Объектив, фокусное расстояние которого больше чем в 1,5 раза превосходит диагональ кадра (поля изображения). Длиннофокусный объектив позволяет получать крупномасштабные снимки удаленных объектов.

Заполняющий свет
тип освещения объекта, дополнительный по отношению к рисующему. Заполняющий свет дорабатывает детали, скрытие тенью, создаваемой рисующим светом. Источник заполняющего света должен находиться на некотором отдалении от источника рисующего света.

Затвор
Устройство фотокамеры, позволяющее регулировать время экспонирования.

Зернистость изображения
Неоднородность почернения равномерно экспонированного и проявленного участка фотослоя. Характерно на изображении, которое получено на галогеносеребряном фотоматериале. Зернистость ухудшает качество изображения, но также используется для получения художественных эффектов.

Золотое сечение
Золотое сечение - деление отрезка на 2 части таким образом, чтобы бОльшая часть относилась к меньшей так же, как весь отрезок к бОльшей части.
Попробуем проиллюстрировать это правило графически:
|-------------|-----------------------| ВС/АВ = АС/ВС = 0,618 - данная величина является постоянной.
A B C

Зум
Зуммирование (увеличение объекта съемки) бывает оптическим и цифровым. Качество изображения при использовании оптического зума несравнимо лучше. Цифровой зум – это такое же увеличение изображения, как и при обработке на компьютере. Цифровым зумом в камере лучше не пользоваться.

Зум-объектив
Объектив с переменным фокусным расстоянием.

Интерполяция
Некоторые камеры оснащены функцией интерполирования. Она позволяет добавлять к существующему изображению для увеличения его размера дополнительные пиксели. Существует несколько алгоритмов добавления новых пикселей с анализом яркости и цвета окружающих: по соседним, билинейный и бикубический.

Кит
От англ. Kit – «комплект». В названии товара обычно добавляется слово Kit, если товар поставляется в расширенной комплектации (с дополнительным объективом, чехлом, картой памяти и т.п.).

Кольцевая вспышка
Фотовспышка в форме кольца, которая размещается вокруг объектива камеры. Она создает почти бестеневое освещение, применяется при съемке макро.

Композиция
система размещения снимаемых объектов в кадре. Считается, что такое размещение должно быть гармоничным, связи между объектами должны быть продуманными и естественными, с учетом фона, цвета, тональности и геометрической перспективы. В композиции также важным является соотношение статического и динамического момента, главных и второстепенных объектов, совершенного и несовершенного действия, внутреннего характера (неявного, но подразумеваемого) и его внешнего проявления. В композиции, кроме того, мы часто можем наблюдать влияние моды, распространенных социально-психологических стереотипов и художественных предпочтений авторов съемки.

Контровой свет
Контровой, контурный, контражур – свет, направленный в объектив близко к его оптической оси. Результат его действия - светлый контур на освещенном объекте при полностью затененной фронтальной его плоскости.

Кратность зума
Кратность изменения фокусного расстояния объектива. Она равна отношению максимального фокусного расстояния объектива к его минимальному фокусному расстоянию (в мм).

Кратность светофильтра
Эта величина означает, во сколько раз нужно увеличить выдержку при съемке со светофильтром по сравнению с выдержкой при тех же условиях в его отсутствие. Зависит от характеристик светофильтра, спектральной чувствительности светочувствительного материала и спектрального состава света.

Кратность увеличения объектива
Кратность увеличения объектива равна отношению фокусного расстояния объектива (в мм) к длине диагонали кадра (в мм). Для 35мм пленочных камер кратность увеличения зума 28-280 составляет 6,5х, кратность фикс-фокала 150 мм равна 3,4х, кратность широкоугольного объектива 28 мм 0,65х.

Кроп фактор и фокусное расстояние
Если камера не является полноформатной, то значение фокусного расстояния, выставляемого на объективе сильно зависит от кроп-фактора матрицы.
Например, если КФ=1,6, а фокусное расстояние = 50мм, то полтинник превращается в 85мм.
расчет для зум-объектива: (18-55)х1,6 = 27-88

Кружок рассеяния
Искаженное изображение точки, которое образует объектив. При съемке пространственного объекта невозможно одинаково резко получить изображение точек, которые лежат на разных расстояниях от съемочного объекта. На расстоянии наилучшего зрения (250-300 мм) на отпечатанной фотографии кружок рассеяния воспринимается человеком как точка, если его диаметр не более 0,1 мм.

Линза насадочная
Положительные или отрицательные линзы, надеваемые на объектив для изменения фокусного расстояния. Положительная уменьшает суммарное фокусное расстояние, отрицательная, соответственно, увеличивает. Маркируются в диоптриях.

Макросъемка
пожалуй, самый популярный и самый знакомый вид постановочной фотографии. Возможность снимать предметы в непосредственной близости к объективу зачаровывает многих новичков, ведь далеко не всякий пленочный аппарат способен навестись на резкость на таком расстоянии. Макросъемка примечательна тем, что на фотографии незаметные в повседневной жизни предметы (например, полевой цветок или бабочка) фиксируются как главные объекты съемки. На макроснимках (как и на портретах) резким бывает лишь главный объект, в то время когда фон всегда размыт.

Максимальное разрешение
Самое большое изображение (в пикселях), которое может обеспечить фотокамера.

Матрица
это миниатюрный светочувствительный элемент, встроенный внутри камеры. Именно матрица заменяет в цифровых фотоаппаратах пленку, воспринимая световой пучок, поступающий из объектива. Матрица состоит из мельчайщих светочувствительных элементов, реагирующих на энергию световой волны. От количества этих элементов зависит разрешение конечного кадра, например, 6 МП.

Мегапиксели
От англ. megapixel – «миллион пикселей». Чем больше число мегапикселей, тем большего размера фотографии вы сможете отпечатать. Число эффективных мегапикселей более значимо, чем их общее число, так как изображение формируется именно эффективными пикселями.

Мира
От франц. mira, mirer – рассматривать на свет, прицеливаться, метить. Специальный тест, который предназначен для определения качества изображения при тестировании. Так тестируют, например, объективы. Мира – это пластинка или бумага с нанесенным рисунком. Существуют радиальные и штриховые миры. Разрешающая способность объектива определяется по воспроизведению штриховых или радиальных мир на изображении.

Мягкорисующий объектив
Объектив, создающий смягченные изображения с пониженным контрастом за счет уменьшения резкости. «Смягчение» контраста изображения обусловлено остаточными аберрациями объектива либо создается с помощью насадок, обеспечивающих уменьшение резкости изображения. В качестве насадок используют мелкие сетки, «диффузионные» оптические насадки.

Нормальный объектив
Объектив считается нормальным («штатным»), если диагональ кадра приблизительно равна фокусному расстоянию объектива. Для 35мм камер это объектив с фокусным расстоянием 50 мм.

Объектив
важнейшая часть камеры, пропускает внутрь аппарата свет, передавая информацию о снимаемом объекте. От качества и размера объектива зависит очень многое, прежде всего — четкость картинки и качество передаваемых цветов. При выборе камеры не стоит забывать простейшего правила: чем шире и больше объектив аппарата, тем больше вероятность сделать с его помощью более менее качественные снимки.

Оптический клин
Явление, когда все цвета в изображении смешаны без видимых переходов и градаций. Оптический клин считается золотым стандартом фотореалистичного изображения.

Оптический зум
это приближение объекта за счет передвижения линз внутри объектива. С его помощью на объекте съемки можно рассмотреть мелкие детали: чем больше его величина, тем крупнее удаленный объект.

Освещение
самый важный и полезный фактор, напрямую влияющий на качество снимков. Несомненно, самый лучший свет — дневной, причем, в идеале, солнце не должно светить непосредственно сверху: стоит снимать утром, вечером, либо дождавшись небольшого облака, способного рассеять прямые лучи. При рассеянном дневном свете и пейзажи получаются сочнее, и кожа на портретах выглядит нежнее. Искусственное освещение может изменить кадр до неузнаваемости, в лучшую или в худшую сторону — решать фотографу, стоит только помнить, что нельзя смешивать источники разного типа (лампу накаливания и люминесцентную) в одной сцене — автоматика камеры запутается, и снимок не получится.

Отражённый свет
свет, передаваемый в камеру объектами съемки, отразившими своей поверхностью активные (естественные и искусственные) источники света. Именно отраженный свет принимается в расчет при установке экспозиции и формировании сцены съемки.

Параллакс
Эффект несовпадения границ кадра, который определяется через видоискатель, и кадра, который формируется объективом на матрице. Параллакс возникает вследствие несовпадения оси оптического видоискателя и оси объектива фотокамеры. Эффект параллакса особенно проявляется при съемке крупным планом и при макросъемке.

Пиксель
является сокращением от «picture element» — «элемент рисунка», так обозначают крошечные точки, которые содержат информацию в цифровой фотокамере. Термин «мегапиксель», употребляемый гораздо чаще, означает один миллион пикселей. Чем больше количество пикселей, тем лучше разрешение. Чем выше разрешение, тем выше качество снимков. Снимки высокого качества занимают больше места на карте памяти, но дают более качественные распечатки.
Менее 1 мегапикселя — подходит для отправки фото по электронной почте.
1 мегапиксель — для снимков 10х15
2 мегапикселя — для снимков 12х17,5
3 мегапикселя — для снимков 20х25
4 мегапикселя — для снимков 27,5х35
5 мегапикселей — для снимков 40х50

Пентапризма
От англ. pentaprism. Пятиугольная стеклянная призма, используемая в видоискателях зеркальных камер. Дает прямое, не перевернутое изображение объекта съемки.

Перспектива
В зависимости от фокусного расстояния объектива объекты дальнего плана могут оказаться ближе или дальше от объекта съемки. Этот зрительный эффект называется перспективой. Широкоугольные объективы, как правило, визуально увеличивают расстояние между объектом и фоном, из-за чего кажется, что объекты заднего плана находятся дальше от снимаемого объекта, чем на самом деле. Телеобъективы сокращают расстояние между объектом съемки и фоном, из-за чего объекты заднего плана кажутся ближе, чем на самом деле. Широкоугольные объективы используются, когда нужно показать и сам объект съемки, и фон, телеобъективы акцентируют внимание только на объекте съемки.

Подушкообразная дисторсия
По причине не идеальности конструкции объектива появляется искажение на изображении. Обычно эффект возникает при съемке широкоугольным объективом. На изображении горизонтальные и вертикальные линии вогнуты к центру кадра.

Проводка
Специальный прием съемки движущегося объекта с целью получить снимок, который подчеркивает движение. Объект получается четким на размытом фоне. Съемка с проводкой предусматривает относительно длинную выдержку. Камера плавно перемещается вслед за движением объекта.

Просветление
Оптическое просветление уменьшает коэффициент отражения поверхностей линз. На них наносятся непоглощающие пленки, у которых толщина соизмерима с длиной волны оптического излучения. Без них потеря на отражение света может достигать 10 процентов от интенсивности падающего излучения. А в объективе с большим числом поверхностей – до 70 процентов. Многократное отражение от преломляющих поверхностей приводит к появлению внутри объектива рассеянного света, что ухудшает качество изображения. В основе лежит просветления – интерференция света, отражаемого от передней и задней границ пленки. Взаимно погашаются отраженные световые волны и усиливается интенсивность проходящего света.

Ракурс
взаимное пространственное расположение фотографа и объекта съемки. Выбор ракурса производится с целью наиболее полной и эффектной передачи образа объекта с учетом его индивидуальных особенностей и экспрессивности. Оригинальность ракурса достигается как положением фотокамеры, так и реакцией на это положение объекта съемки (например, взглядом портретируемого).

Растр
От немецкого слова raster, от латинского – rastrum: «грабли», «мотыга». Специальные сетки с частотой линий от 20 до 100 на 1 см, применяемые в полиграфии при репродуцировании полутоновых оригиналов. Растр также применяется для получения стереоскопических (объемных) изображений.

Разрешающая способность объектива
Свойство фотографического объектива раздельно передавать на оптическом изображении мелкие детали, измеряется в линиях на мм.

Рисующий свет
тип освещения объекта, подчеркивающий его общий контур, главные детали и светотеневую структуру. Ослабление рисующего света приводит к силуэтности, размытости и нечеткости в изображении объекта

Режимы экспозамера
режимы, используемые для установления экспозиции при съемке объекта в зависимости от его освещенности в сравнении с освещенностью фона (окружающей обстановки). При примерно одинаковой освещенности используется экспозамер по всему полю кадра (оценочный), если разница в освещенности велика - точечный, или экпозамер с приоритетом по центру кадра. Последние два режима позволяют передать главный объект съемки с максимальным количеством деталей, хотя фон или окружающие объекты при этом могут оказаться недодержанными или передержанными.

«Рыбий глаз» (Fish–eye lens, «фишай»)
Вариант сверхширокоугольного объектива, угол обзора которого составляет 180° и более. Угол обзора имитирует зрение рыбы. Изображение имеет сильную бочкообразную дисторсию. Такие объективы применяются с целью получить специальный художественный эффект.

Сверхширокоугольный объектив
Объектив имеет угол обзора больше 90°, чему соответствует фокусное расстояние 24 мм (для 35мм камер).

Светосила
Максимальное значение диафрагмы при данном фокусном расстоянии.

Светочувствительность
Численное значение общей светочувствительности. Выражается в единицах ISO (международный стандарт). При переходе от одного числа светочувствительности к другому выдержка меняется обратно пропорционально числам светочувствительности.

Синхронизация со вспышкой
Минимальное время полного открывания затвора, которое необходимо, чтобы достаточно проэкспонировать кадр, который снимается со вспышкой.

Стабилизатор
При съемке с длинными выдержками возникает опасность смазывания изображения в том случае, если фотокамера не закреплена на жестком основании. Для устранения эффекта смазывания («шевеленки») производители фотокамер используют оптическую стабилизацию (IS – у Canon, VR – у Nikon, O.I.S. – у Panasonic, OS у Sigma), в которой неподвижность проецируемого изображения на светочувствительный материал (элемент) фотокамеры обеспечивается подвижным элементом оптической системы. Системы AntiShake (Konica Minolta) и Super Steady Shot (Sony) основаны на сдвиге матрицы – принцип работы тот же, что и у других систем, но движется не элемент объектива, а сам сенсор. Преимущество такой системы в том, что она работает с любыми объективами.

Стоп
Ступень экспозиции. Это означает для диафрагмы разницу между двумя соседними значениями: например, между f/4 и f/5,6. Если речь идет о выдержке, то время изменяется в два раза. Стоп означает, что количество света, который попадает на светочувствительный элемент, меняется в два раза.

Сферическая аберрация
Нерезкость изображения, вызванная тем, что лучи света, проходящие через объектив на разных расстояниях от оптической оси, имеют несовпадающие фокусы.

Телеобъектив
Объектив, позволяющий снимать удаленные предметы с большим, чем у обычных объективов, увеличением. В обиходе часто используют вместо понятия «длиннофокусный объектив», означающего объектив с фокусным расстоянием большим, чем диагональ кадра.

Угол поля зрения
Фокусное расстояние определяет зону изображения, которая проектируется на матрицу или пленку. Угол поля зрения зависит от фокусного расстояния объектива и выражается в градусах. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше угол его поля зрения.

Фикс-фокус
Или фикс-фокал – тип объективов, фокусное расстояние которых постоянно. Они не позволяют приближать или удалять объект съемки относительно заданного фокусного расстояния. Чаще всего – сменный объектив для зеркальной камеры.

Фиксированный фокус
Обычно установлен на бесконечность. Встраивается в дешевые камеры. Такая камера теоретически должна одинаково четко передавать все объекты, как ближнего, так и дальнего плана. Такой объектив не дает возможности подойти к съемке творчески.

Фокальная плоскость
Плоскость, перпендикулярная оси оптической системы объектива.

Фокус
От лат. focus – «очаг», «огонь». Точка, в которой параллельные лучи света, пройдя через оптическую систему, пересекаются.

Фокусное расстояние
Расстояние от плоскости матрицы или пленки (фокальной плоскости) до главной задней оптической плоскости объектива при его фокусировке на бесконечность. В зависимости от фокусного расстояния объективы подразделяются на широкоугольные, нормальные и телеобъективы.

Хроматические аберрации
От греч. chroma – «цвет», «краска». Этот вид искажений обусловлен зависимостью показателя преломления прозрачных сред (стекла) от длины волны проходящего через них света. На изображении контрастных объектов появляются фиолетовые ореолы. Хроматические аберрации исправляются ахроматическими оптическими системами. Более совершенные объективы – апохроматические.

Хроматические цвета
Все цвета, кроме черного, белого и серых, относящихся к ахроматическим цветам. Хроматические цвета отличаются по цветовому тону, светлоте и насыщенности.

Цветовая температура
Градусы по шкале Кельвина, которыми измеряется цветовая составляющая света.

Цифровой зум
в отличие от оптического, увеличение картинки здесь достигается за счет анализа уже имеющегося изображения. Дополнительные точки как бы «вставляются» между существующими, не добавляя никаких деталей. Пример — какое-нибудь удаленное здание: оптика позволит рассмотреть его кирпичики, а «цифра» — только лишь увеличит дом, оставляя его гладким.

«Шевеленка»
Дрожание, сотрясения камеры, которые снижают резкость снимка или делают его «смазанным». Чем больше время выдержки, тем больше вероятность появления «шевеленки». Она может быть вызвана дрожанием рук фотографа, резким нажатием на кнопку спуска, хлопком зеркала в зеркалках и др. Для избавления от «шевеленки»нужно использовать штатив и спуск производить с помощью пульта или автоспуска.

Шум
Произвольное отклонение цвета точки, на изображении образуется множество цветных вкраплений. Шум тем больше, чем больше чувствительности матрицы и длиннее выдержка.

Эксповилка = брекетинг

Экспозиционное число
EV – число, обозначающее значение экспозиции: выдержка и диафрагма. EV 0 соответствует выдержке в 1 секунду и диафрагме f/1.0. Когда EV изменяется на единицу, экспозиция меняется на одну ступень.

Экспозамер
Система замера световых характеристик объекта съемки. Нужен для точного определения экспозиции сюжета. Экспозамер бывает матричный, многоточечный, точечный, интегральный, частичный и центровзвешенный.

Экспозиция
От англ. exposure. Количество света, которое попадает на светочувствительный элемент (матрица, пленка). Определяется произведением освещенности на время освещения. От экспозиции зависит качество снимка – недодержка или передержка. Если снимок слишком темный – он недодержан, то есть на матрицу попало мало света. Если снимок слишком светлый – он передержан, то есть на матрицу попало много света.

Экспокоррекция
От англ. exposure compensation. Ввод поправок в экспозицию, которую выставил автоматический экспозамер камеры. Применяется в сложных условиях освещения, а также для получения нестандартных результатов.

Экспонометр
От лат. expono – «выставляю», «показываю», и греч. metreo – «измеряю». Прибор для определения значений экспонометрических параметров при фотосъемке.

Экспопара
Сочетание выдержки и диафрагмы, которое определяет экспозицию. Имеет принцип взаимозаменяемости – экспозиция сохраняется при переходе от одной экспопары к другой. Если один из параметров увеличивается, то второй соответственно уменьшается.

Элементы питания
цифровые фотоаппараты требуют много энергии, поэтому при покупке камеры имеет смысл приобрести повторно заряжаемые батарейки. Некоторые фотоаппараты включают подобные батарейки в комплектацию, другие нет. Сейчас на рынке предлагается несколько видов заряжаемых батареек, самые распространенные варианты — никель-металлгидридные (NiMh) и литий-ионные (Li-ion). Никель-кадмиевые (NiCd) считаются менее надежными, способны создавать «эффект памяти» при недостаточной зарядке, и быстрее вырабатывают ресурс.




Если вы не нашли нужный вам термин, или вам не до конца понятно определение - пишите в комментах.

Термины собраны из просторов нашей сети интернет.

Последнее обновление: 14.01.09 13:55

@темы: Интересности, Интернет, Слова, Фото, композиция, фотодело

URL
Комментарии
2009-01-11 в 17:56 

прекрасно))
спасибо. Очень важный пост)

2009-01-11 в 20:18 

Согласна)Спасибо большое.

Что касается автобрекетинга.
У меня сейчас обычная цифровая камера,на ней автобрекетинг немного другой(если это он):
+/-(Эксп.)
и идет шкала от -2 до 2+.
Тоесть автобрекетинг на обычных цифровых камерах отличается от автобрекетинга на зеркальных?Или я что-то не то нашла?

2009-01-12 в 12:15 

слепой смайл
...........
VRAI
если чего не хватает - пишите-)

Drop of juice
не, все правильно, просто на камерах разные крайние границы устанавливаются.. при выборе автобрекетинга перемещайтесь по этой шкале, должен вам уменьшать цифры или увеличивать.
видимо просто не нашли как менять шаг брекетинга-)

URL
2009-01-14 в 13:33 

Мануломан
Погладь манула! Я сказал, БЫСТРО ПОГЛАДЬ КОТИКА!
не нашел ничего про "золотое сечение"

2009-01-14 в 13:47 

слепой смайл
...........
The hope
точно.. сейчас добавлю..

URL
2009-01-14 в 17:06 

французские сказки с русским акцентом
не понимаю, что такое золотое сечение. можно как-то на фото? простите, я дупель )

2009-01-14 в 17:13 

слепой смайл
...........
смешна.я
я вам ссылочку дам лучше-))
она лежит у нас в ссылках, так что вы ее не потеряете-)
www.colorpilot.ru/comp_rules.html

URL
2009-01-14 в 17:46 

французские сказки с русским акцентом
пасибо огромное!

2009-01-16 в 17:56 

Что такое видоискатель,разъясните для особо "умных",пожалуйста :shuffle2:

2009-01-16 в 18:00 

слепой смайл
...........
Drop of juice
это такая дырочка в фотоаппаратах, в которую надо смотреть что б увидеть, что получится.
хотя у некоторых компактах видоискателя напрочь нет.

URL
2009-01-20 в 04:34 

Попсовенькая такая девочка
Сами определения выдержки и iso ,вроде как, понятны.
Но что даёт выдержка,что даёт iso-хоть убей,не понимаю...
Поведайте,пожалуйста:)

2009-01-20 в 10:10 

слепой смайл
...........
представьте себе такую вещь: фотоаппарат - это пустой стакан. свет - это вода, а выдержка - время.
и вот вы наливаете в стакан воду с одинаковой скоростью но разное время. чем длиннее вы будете лить воду, тем больше воды будет в стакане. а если вообще выберите слишком много времени, то вода перельется.
так же и со светом. время которое свет льется через объектив на матрица.

исо - это такой приборчик увеличивающий объем воды, который попадает в стакан. но чем больше значение исо, тем больше в стакане будет песка - шума.

так понятнее?-))


да, сразу скажу, что диафрагма - это размер горлышка бутылки, из которого льется вода-)

URL
2010-06-28 в 14:03 

Fred Hornet
Future is near
кроп фактор нашёл... а что значит, когда пишут 100% кроп, или ещё какие-либо упоминания про кроп...?

2010-06-28 в 17:55 

слепой смайл
...........
Fred Hornet
кроп - это грубо говоря кадрирование снимка или просто изменение масштаба.
нашла это сокращение про 100% -)
это значит, что выложен снимок не в уменьшенном виде, а в полную, натуральную величину.
вот посмотрите сюда:
omoses.livejournal.com/153773.html

там сперва выкладываются два уменьшенных снимка, а ниже ссылки на 100% кроп их глаз, ушей и еще чего-то. в общем реальный полученный при съемке размер-)

URL
2010-06-28 в 18:21 

Fred Hornet
Future is near
спс )) как всё просто)) а когда говорят про объектив, что он хроматит... что значит? )

2010-06-28 в 22:36 

слепой смайл
...........
Fred Hornet
ооо, это плохо-) хотя практически все объективы так делают в той или иной степени.
в общем так.. вот к примеру есть у нас луч света, он - белый. но проходя сквозь призму, то он расщепляется на цвета из спектра, радугу. так вот когда свет отраженный от объекта мчится в объектив, то он проходит достаточно много стеклышек, чаще всего от 5 до 11 линз. и конечно же свет начинает вести себя по привычке и расщепляться на запчасти.
сейчас конечно же делают объективы таким образом, что эти самые косячки сводятся к минимуму, но нет ничего идеального-) в случае, когда объект и фон сильно контрастируют друг с другом, то по границе объекта становится видна мерзкие красная (с правой стороны) и сине-зеленая (с левой) полоски.

например вот:



или еще вот:




с помощью разной вогнутости, толщины, плотности и прочих параметров стекла для линз объективов эту бяку стараются искоренить, но пока что с этим справляются только очень дорогие объективы и фотошопоподобные программы-)

URL
2010-06-28 в 23:01 

Fred Hornet
Future is near
слепой смайл спасибо )

2010-06-28 в 23:02 

слепой смайл
...........
обращайтесь-)

URL
     

Фотошкола

главная