16:02 

Статья 8: Особенности постановки света при студийной предметной съемке.

слепой смайл
...........
По заказу Diko Ansus

Тема этой статьи в большей степени относится к жесткому математическому расчету, чем к творчеству съемки, да оно и понятно - предметная съемка в первую очередь "красивость" и качество картинки, так что здесь вас ждут схемы освещения, описание расстановки света, примеры кадров и немного дополнительных ссылок.
Материала много, так что сразу предупреждаю - прочитать все за раз сложновато..
Ну да ладно, не буду зря запугивать, читаем! -)


Рекламная фотография. Предметная съемка


Начнем, пожалуй, с самых простых примеров.
Этой фотографией я хотел показать, как выполнить съемку флакона с туалетной водой, используя всего один источник света.



А вот схема расстановки света. Отражатель, который используется для подсветки этикетки на флаконе расположен ниже объектива фотоаппарата и наклонен под углом примерно 50-60 градусов. Точный угол наклона и позиционирование отражателя для каждого случая подбирается экспериментально.
Вместо зеркала также можно использовать тонкий лист стекла, с подложенной под него черной бумагой.



Следующая фотография была сделана просто как эксперимент. Попалась мне на глаза стеклянная пирамидка со знаком Зодиака внутри. И захотелось как-то снять ее оригинально.



Схема света здесь почти такая же, как и в предыдущем случае, за исключением того, что отражатель не использовался. Также при съемке важно следить за чистотой стеклянных поверхностей, чтобы потом при постобработке не убирать в графическом редакторе пыль и отпечатки пальцев. В идеале лучше всего при работе со стеклом пользоваться чистыми х/б перчатками.

Эта фотография была сделана как пример съемки бликующих поверхностей. Правда коробка не совсем глянцевая, но и не матовая.





Видно, что при съемке использовалось 2 источника света: софтбокс размером 80х120 см. и моноблок со стандартным рассеивателем и желтым гелевым фильтром (для подсветки фона). Также использовался отражатель (справа от объекта съемки) для подсветки правой стороны коробки.

Пара сюжетов с банальной каталожной съемкой, но без использования лайт-боксов.

Первый:




Второй:




Во втором случае потребовалось создать мягкий градиентный блик на левой стороне флакона с шампунем. Поэтому из софтбокса был удален внутренний рассеивающий слой и дополнительно применен внешний рассеиватель. Этот метод помог создать на левой части флакона тот блик, который был нужен.

Источник: www.demiart.ru/forum/index.php?showtopic=81529&...
(кажется нужна регистрация, но я не уверена)





А эта статья на мой взгляд более интересная, здесь показаны некоторые ошибки и примеры того, так не надо делать и как избежать ошибок.
Предметная съемка, книга Light – Science & Magic,
Перевод некоторых глав этой книги


Извлекаем выгоду из рассеянного отражения.

Фотографов иногда просят сфотографировать картины, иллюстрации или старинные фотографии. Снятие копий с работ - хороший пример ситуации, когда нам нужно использовать исключительно рассеянное, а не прямое отражение.
Рассеянное отражение дает нам информацию как о черных, так и о белых предметах. Печатные страницы книги имеют определенные черные и белые области. Большую часть рассеянного отражения производят белые листы бумаги и небольшую часть производят чернила. Поскольку рассеянное отражение может отражать частоту света выборочно, то это может нести большую часть цветовой информации о предмете. Мы возможно хотели бы напечатать эту страницу с шрифтом цвета мадженты на голубой бумаге (если придирчивые редакторы позволили бы нам сделать это), и Вы знали бы, потому что рассеянное отражение от страницы сказало бы Вам об этом.
Заметьте, что рассеянное отражение плохо может нам сказать, какая поверхность у материала. Это лучше сделать с помощью прямого отражения света.
Когда мы копируем живопись, или фотографии - мы обычно не интересуемся типом поверхности, на которой это все было воспроизведено; мы хотим знать о цветах и ценностях в оригинальном изображении.

Углы света.

Какое освещение помогло бы нам достигнуть этого? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим сначала на семью углов, которые производят прямое отражение от поверхности.
Иллюстрация 4.1 показывает стандартную установку камеры при копировании. Камера находится на штативе и направлена на объект съемки. Предположим, что высота камеры над объектом съемки такова, что зам объект занимает все поле зрения камеры.


Иллюстрация 4.1

Семья углов, что производит прямое отражение в установке для копирования. Свет внутри семьи углов производит прямое отражение, а тот, что вне нее - рассеянное. Похожая семья углов есть на каждой стороне от камеры.

Мы имеем распределение семьи углов от источника света, или свет, который производит прямое отражение от поверхности съемки. В большинстве случаев при копировании используется свет на каждой стороне от камеры. Нам нужен пока только один источник света, чтобы понять сам принцип.
Данная схема света упрощает его установку. Еще раз повторимся: любой свет, попадающий в семью углов, произведет прямое отражение на снимаемой поверхности, а свет, не попадающий в семью - произведет только рассеянное отражение. Поскольку нам нужно только рассеянное освещение - то расположим источник света так, чтобы свет от него не попадал в семью углов.
На иллюстрации 4.2 видно, что коробка сигар сфотографирована со светом, не попадающим в семью углов. Мы видим только рассеянное отражение от поверхности, и тон на фотографии близко приближен к оригиналу.


Иллюстрация 4.2

На данной этикетке мы видим только рассеянное отражение. Тон фотографии близок к оригиналу.
Для контраста, на иллюстрации 4.3 источник света размещен внутри семьи углов. Получающееся прямое отражение вызывает недопустимый блик на глянцевой поверхности.


Иллюстрация 4.3

Размещение источника света внутри семьи углов вызывает недопустимый блик на поверхности и затемнение некоторых деталей на объекте съемки.

Но это все хорошо для съемок в студии или лаборатории. Фотографов же часто просят сфотографировать большие картины в музеях, или других местах, откуда они не могут быть вывезены. Любой, кто когда либо делал это, знает что хранители музея всегда помещают витрины или опоры точно там, где мы хотим поместить камеру (зачастую это лучшие места для съемки). В таких случаях нам приходится придвигать камеру ближе к объекту съемки и использовать более широкоугольные объективы, чтобы вся картина, или оное произведение искусства могли целиком попасть в кадр.
На иллюстрации 4.4 показана общая панорама нашей установки в музее. Теперь у камеры есть широкоугольный объектив, примерно с 90-градусным углом зрения.


Иллюстрация 4.4

При использовании широкофокусных объективов мы имеем гораздо большую семью углов и вынуждены располагать источник света под более острым углом к поверхности съемки, чтобы получить только рассеянное отражение света.
Смотрите, что случилось с нашей семьей углов. Семья из углов, вызывающих прямое отражение стала теперь намного больше, а диапазон приемлемых углов для освещения - намного меньшим. Источник света теперь нужно размещать дальше в сторону, чтобы избежать недопустимых прямых отражений света. Съемка в этом положении дало бы весьма плохие результаты, если бы мы использовали схему света, показанную в иллюстрации 4.1. Тот же самый угол освещения, который хорошо работает, когда камера находится дальше от объекта съемки может вызвать прямое отражение света, когда камера расположена более близко. В этом случае мы вынуждены переместить источник света дальше в сторону.
Наконец, заметьте, что в некоторых ситуациях, подобных музею, форма комнаты может сделать размещение источников света гораздо более трудным, чем размещение камеры. Если правильное размещение источников света кажется невозможным, то мы можем решить проблему только перемещая камеру дальше от объекта съемки (и соответственно используя более длиннофокусный объектив, чтобы сохранить масштаб объекта съемки).
В иллюстрации 4.5 комната является достаточно узкой, чтобы легко разместить источники света, но зато эта комната позволяет разместить фотоаппарат почти на любом расстоянии от объекта съемки. Когда камера находится далеко от объекта, то семья углов получается очень маленькой. И становится легко найти угол освещения, чтобы избежать прямого отражения.


Иллюстрация 4.5

Схема для копирования с использованием длиннофокусного объектива. В этом случае мы имеет гораздо меньшую семью углов, дающую прямое отражение света, и нам легче найти правильное размещение источника света.

Плюсы и минусы основного правила.

В учебниках зачастую пытаются представить схему света, показанную в илюстрации 4.6 как основную, или стандартную для копирования оригиналов. Обратите внимание, что используется 2 источника света, под углом 45 градусов к объекту съемки. Это общая схема света зачастую работает, но не всегда. По той причине, что мы видели в предыдущих примерах, так как угол освещения, годный для использования зависит от расстояния между камерой и объектом съемки, а также от фокусного расстояния объектива.


Иллюстрация 4.6

"Стандартная" схема света для копирования иногда работает, а иногда нет. "Правильный" угол освещения зависит от расстояния между камерой и объектом съемки, а также от фокусного расстояния объектива.

Это правило может не сработать для получения хорошего освещения, если мы не будем учитывать расстояние между источником света и объектом съемки. Для того, чтобы понять о чем идет речь - мысленно объедините два принципа, описанных в иллюстрации 4.1 и 4.6. В иллюстрации 4.7 мы видим две возможные позиции размещения источников света. Оба они светят под углом в 45 градусов, но только один из них даст приемлемое освещение. Источник света, который ближе к объекту съемки в пределах семьи углов вызовет появление пятна света на объекте. Другой источник света находится достаточно далеко, чтобы попасть в семью углов, и приемлемо осветит поверхность.
Таким образом мы видим, что правило с источниками света, расположенными под 45 градусов к объекту съемки будет работать хорошо, пока фотограф размещает источники света достаточно далеко от поверхности съемки. Фактически, правило работает хорошо, потому что фотографы обычно помещают источники света дальше от поверхности объекта съемки.


Иллюстрация 4.7

Здесь показана вся важность расстояния от источника света до объекта съемки. Оба источника света, размещенные под углом 45 градусов к поверхности съемки, но только один из них имеет правильное положение. Источник света, попадающий в семью углов вызовет прямое отражение света (блик на объекте съемки).

Расстояние Света.

До сих пор мы рассматривали только углы света, но не расстояние от источника света до объекта съемки. Но это тоже очень важно, так как если источники света находятся ближе к снимаемой поверхности, то и рассеянное отражение света также становится более ярким. Иллюстрация 4.8 показывает уже представленные принципы, но теперь уже с учетом расстояния света.


Иллюстрация 4.8
Острый угол падения света позволяет избежать прямого отражения света, но также может вызвать неравномерное освещение поверхности съемки.

Повторим еще раз, мы используем широкоугольный объектив, чтобы сфотографировать предмет. Чтобы получить на предмете только рассеянное отражение, мы поместили источник света под очень малым углом к поверхности. Но тот край объекта съемки, расположенный ближе к источнику света получает большее количество света, чем дальний, поэтому равномерное освещение поверхности становится невозможным.
На иллюстрации 4.9 показано последствие такого варианта освещения. Правая часть поверхности освещена более сильно, чем левая.


Иллюстрация 4.9

Возможное последствие применения схемы света, указанной в иллюстрации 4.8. Хотя мы и избежали появления бликов на объекте съемки, но получили неравномерное освещение на всей поверхности.

Очевидно, что добавление второго источника света с другой стороны помог бы устранить эту проблему (действительно, большинство схем света для копирования предусматривают наличие двух источников света). Однако, при использовании чрезвычайно острых углов падения света на поверхность съемки, второй источник света не дает полностью однородной засветки поверхности. Мы получаем две сильно освещенные области по краям поверхности съемки и затемненную область в центре.
Решение этой проблемы обычно состоит в том, чтобы пододвинуть источники света поближе к камере. В качестве примера - вспышка, установленная на самой камере. Тогда свет от источников будет иметь примерно одинаковое расстояние до всех точек на поверхности съемки. Но это решение вероятно создаст гораздо худшую проблему с попаданием света в семью углов, дающую прямое отражение света от поверхности.
Единственное, всегда работающее решение этой проблемы состоит в том, чтобы поместить источники света дальше от объекта съемки. В теории, источники света, расположенные на бесконечном расстоянии до объекта съемки произведут исключительно свет, дающий рассеянное отражение от поверхности на всех его частях. К сожалению, бесконечно большое расстояние от источников света до объекта даст также бесконечно низкую освещенность. Так что нам придется искать компромисс между увеличением расстояния от источников света до поверхности съемки и падением освещенности поверхности.

Делая невозможное.


Предыдущие примеры показали нам, что просто освещение и освещение без ярких бликов может быть взаимоисключающими. Чем ближе источник света к камере, тем более равномерно он освещает поверхность съемки, однако при смещении источника света в сторону от камеры менее вероятно возникновение проблемы с прямым отражением света от поверхности.
Мы также видим, что обычное решение этой дилеммы требует сравнительно много свободного пространства на месте съемки. Также можно переместить источник света ближе к оптической оси камеры и переместить камеру дальше от объекта съемки вкупе с применением более длиннофокусного объектива для сохранение прежнего масштаба объекта съемки. Этот способ позволяет уменьшить семью углов, вызывающую прямое отражение света и предоставляет больше свободы в выборе углов освещения объекта съемки.
И наоборот, если обстоятельства диктуют нам условие, что камера может находиться только в непосредственной близости от объекта съемки и, соотвественно, мы должны разместить источник света под очень острым углом к поверхности съемки, чтобы избежать прямого отражения света. И одновременно мы должны разместить источник света как можно дальше от поверхности, чтобы получить более ровное освещение.
К сожалению, далеко не всегда мы можем иметь достаточное количество свободного места для работы. Фотографу вероятно придется сделать копию архивного документа, находящегося на складе в заставленной комнате так, что практически нет свободного места, чтобы работать. Даже при съемках в галерее может возникнуть возможность, что не будет достаточного количества свободного места, чтобы качественно осветить большую картину. На иллюстрации 4.10 показана такая "невозможная" проблема с освещением.


Иллюстрация 4.10

"Невозможная ситуация": мы не можем разместить источник света так, чтобы получить и равномерное освещение и отсутствие бликов на поверхности.

Камера могла стоять на штативе, препятствия по сторонам от камеры могут быть как шкафами, так и стенами, к тому же потолок также может накладывать свои ограничения на высоту установки камеры. Или камера могла быть "нацелена" на картину достаточно большого размера, с препятствиями по сторонам в виде стен, шкафов или витрин. Таким образом, в данной ситуации мы не можем правильно разместить камеру и источники света, чтобы получить равномерное и безбликовое освещение.
Скажем разу, что фотография, будучи сделанная с такой схемой света - бесполезна. Иллюстрация 4.11 подтверждает это.


Иллюстрация 4.11

Результат применения схемы, показанной в 4.10. Эта картина, как вы можете видеть, бесполезна. Из-за той схемы света, какую здесь возможно было применить, большая часть картины была засвечена бликом (светом прямого отражения) от источника света.
Решение проблемы достаточно легкое, если вспомнить, что "блики" на поверхности - это смесь света прямого и рассеянного отражения. И что поляризующий фильтр на объективе способен удалить поляризованное прямое отражение. На иллюстрации 4.12 показано, как это можно сделать.


Иллюстрация 4.12

Возможное решение проблемы с "невозможной ситуацией".

Для начала мы помещаем источник света так, чтобы создать наиболее ровное освещение поверхности съемки, не беспокоясь о появлении эффекта прямого отражения света (бликов). Затем мы размещаем один поляризующий фильтр под источником света (тем самым поляризуя свет), а другой одеваем на объектив фотокамеры и ориентируем оси источника света с фильтром и объектива с фильтром под 90 градусов. В теории, это позволит камере видеть только рассеянный свет от источника, но так как не существует идеальных поляризующих фильтров, то камера все равно будет видеть какое-то количество света прямого отражения. Однако это количество света будет намного менее выражено, чем без применения поляризующих фильтров. Иллюстрация 4.13 показывает это. Ни камера, ни источник света не были перемещены относительно иллюстрации 4.11, однако мы имеем огромную разницу.


Иллюстрация 4.13

Здесь мы получили достаточно хорошую фотографию, используя рекомендации, указанные в иллюстрации 4.12.

Использование поляризующих фильтров.

Поляризация источника света имеет серьезные недостатки и рекомендуется избегать ее применения, когда это возможно. К счастью, понимание связи между размером источника и углом падения света и управление этими параметрами делает поляризацию света ненужной в большинстве случаев. Мы намеренно придумали "невозможную" проблему при копировании, чтобы показать те редкие случаи, когда использование эффекта поляризации света является единственным вариантом решения проблемы. Хотя, вероятно, вам когда-нибудь и придется столкнуться с похожей проблемой. Поскольку понимание сути проблемы является первым шагом к решению самой проблемы, мы хотим теперь перечислить все возможные трудности.
В теории, установка "идеальных" поляризующих фильтров на источник света и на объектив камеры дает общую потерю освещенности примерно в 2 ступени диафрагмы. Реальные же поляризационные фильтры весьма далеки от идеальных. Практически, поскольку поляризационный фильтр также работает как нейтральный фильтр, понижающий количество света, то фактическое понижение освещенности может составить порядка 4-6 ступеней диафрагмы.
Идеальное решение этой проблемы состоит в том, чтобы использовать как можно более мощные источники света, насколько нам позволит наш бюджет и мощность электрической сети. Если и этого окажется недостаточно, по нам придется ставить камеру на штатив и использовать более длинные выдержки (при использовании источников постоянного света), так как изменять диафрагму нельзя для сохранения неизменной глубины резкости.
Вторая проблема состоит в том, что поляризационные фильтры чувствительны к воздействию высокой температуры, которая просто может повредить их. К тому же помните, что поляризованные свет, поглощенный поляризатором превращается в тепло.
При использовании поляризационных фильтров с импульсными источниками света не рекомендуется использовать моделирующий свет в процессе работы.
Ну и наконец нужно помнить, что поляризующие фильтры могут изменить цветовой баланс.


Использование рассеянного отражения и теней для выявления структуры материала.

Фотография, показанная на фрагменте 4.14 сделана с портативной вспышкой, установленной на камере.
Если задачей съемки являлось показать структуру ткани, то такой вариант освещения является неудовлетворительным. То, что ткань легкая - усугубляет проблему. Известно, что легкие и тонкие ткани создают диффузное отражение света, и мы знаем, что яркость поверхностей с диффузным отражением не зависит от угла освещения. Поэтому свет, падающий под углом к поверхности объекта и возвращающийся в камеру имеет почти такую же яркость, как и свет, падающий вертикально на поверхность.


Иллюстрация 4.14
Ткань сфотографирована с источником света, установленным на камере. Из-за отсутствия контраста между светлыми участками и теневыми многие детали текстуры стали невидимыми.

Решение проблемы состоит в том, чтобы свет падал под очень малым углом по направлению к поверхности так, чтобы он как бы скользил по ней. Такой свет выделяет текстуру поверхности за счет появления освещенных и теневых зон.
Но при этом же такой свет может привести к неоднородному освещению всей поверхности ткани. Решение проблемы - поместить источник света дальше от предмета съемки.


Иллюстрация 4.15

Маленький источник света, падающий на поверхность под небольшим углом увеличивает контраст между светлыми и теневыми участками, выделяя структуру поверхности.

Структуру этой поверхности можно выделить еще больше, если мы используем минимально возможный (почти точечный) источник света. По той причине, что маленькие источники света дают четкие, резко очерченные тени.
Если частички поверхности крошечные, то они могут выглядеть слишком маленькими, чтобы отображаться резко. А также если сама тень очень резкая, то вполне вероятно, что ее изображение претерпит оптические ограничения. Результат - на иллюстрации 4.16.


Иллюстрация 4.16

Это та же ткань, показання в иллюстрации 4.14, только сфотографированная по схеме света, указанной на иллюстрации 4.15.
Но нужно помнить, что данная техника съемки работает не для всех типов тканей.

На иллюстрации 4.17 показано такое освещение, какое есть на хорошей фотографии текстуры бумаги. Это также показывает, что применение хорошей техники не в нужном месте в итоге может дать плохую фотографию. Освещение, что так хорошо выявляет структуру бумаги может полностью скрыть детали в коже. Но тем не менее, эти детали существуют.
Схема света, которую мы использовали для освещения светло-зеленой ткани показывала детали текстуры с помощью теней на одной стороне частиц текстуры и диффузного света с другой стороны. Такая же тень существует и у частиц текстуры кожи (хотя вы не можете видеть этого), но диффузный свет с другой стороны исчез. Проблема с этой фотографией вызвана самим объектом съемки. Это черные предметы, производящие небольшое диффузное отражение света.


Иллюстрация 4.17

Используя ту же схему освещения, как при съемке светло-зеленой ткани мы теряем большинство деталей в черной кожаной книге.

Очевидно, что увеличение экспозиции позволило бы выявить структуру кожи, но структура фона была бы при этом безвозвратно потеряна. К тому же было бы глупо применять одну технику освещения для разных типов поверхностей.
Если мы не можем получить диффузное рассеяние от кожаной поверхности - то мы попытаемся получить от нее прямое отражение света. По всей видимости это наш единственный вариант. Поскольку прямое отражение света может быть получено только из ограниченного семейства углов (the family of angles), то нашим первым шагом должна быть попытка увидеть, где это семейство углов может быть.
На иллюстрации 4.18 показано, где должен быть источник света, чтобы камера смогла увидеть прямое отражение света от поверхности. Кроме того, чтобы прямое отражение света было от всей поверхности съемки, источник света должен быть достаточно большим, чтобы полностью отразиться в снимаемой поверхности. Поэтому нам нужен источник света, размер и положение которого указаны в диаграмме.


Иллюстрация 4.18

Заполнение светом "семейства углов" определяется черной кожаной книгой. Источником света для нас могут быть облачное небо, софтбокс, или отражатель, освещенный другим источником света.
Все что нам нужно - это то, чтобы источник света имел нужный размер и находится в правильном месте.

Мы поместим источник света не так, как в предыдущем случае, а гораздо выше предмета съемки. Это почти устранит маленькие тени, которые определяли структуру ткани. Вместо маленького источника света мы теперь используем большой. Это позволяет нам как мягко высветить поверхность кожи, так и сохранить детали в ее структуре. Теперь мы видим, что тот способ освещения, который позволял хорошо выявить структуру ткани совсем не подходит для выявления структуры кожи. Это вызвано тем, что разные типы поверхностей имеют разные типы отражения и рассеивания света. Если для ткани основной характеристикой было диффузное рассеивание света, то для кожи ей будет прямое отражение. Нет, конечно, кожаная поверхность тоже может производить диффузное рассеивание света, но эта ее способность настолько мала, что ее можно не учитывать.
Большой источник света, расположенный выше стола выявляет великолепную структуру кожи, видимую на иллюстрации 4.19. Но увеличения количества света при этом не было. Количество света, падающего на кожу такое же, как и на иллюстрации 4.17. Однако, подсветка структуры кожи сдвинула тональный диапазон от близкого к черному к средне-серому. Очевидное увеличение освещенности проистекает из хорошего управления отражением. Поверхность кожи может давать небольшое количество диффузного рассеивания, но по большей части она дает прямое отражение падающего света.


Иллюстрация 4.19
Используя схему света, изображенную на иллюстрации 4.18 мы максимизируем прямое отражение света от кожаной книги и выявляем структуру кожи.

Конкурирующие поверхности.

Некоторые поверхности выглядят лучше, если их снимать, используя диффузное рассеивание света, некоторые - прямое отражение. Когда в одной сцене соединяются обе эти поверхности, определить схему света для них становится достаточно сложно. Особенно если нельзя допустить дефектов в освещении одного или другого объекта.
Хотя это всего лишь означает, что мы должны применить в одной схеме освещения несколько техник. Зачастую одна техника освещения исключает использование другой. В крайних случаях это может означать, что в одной сцене не получится снять две конкурирующие поверхности. Когда это случается - мы делаем две фотографии, каждую по своей световой схеме и затем объединяем их в цифровом виде. А то, что получить ли нужную фотографию за один кадр, или сделать два и объединить их после - зависит от каждого конкретного случая, независимо от того, что занимает меньше времени.
Коммерческие фотографы зачастую работают над композицией фотографии до того, как начинают выстраивать схему освещения. В любом случае, если соотношения углов между источником света, предметом съемки и камерой важны, то не имеет смысла выставлять свет до того, как выстроена композиция фотографии.
Иллюстрация 4.20 - один из таких предварительных набросков. Один маленький источник света справа от камеры освещает эту подборку поверхностей.
Прежде, чем начинать выстраивать свет - мы должны решить, какой из предметов будет главным в кадре. Эта фотография должна была подогреть интерес к предстоящему релизу программы. Почти любая рекламная фотография должна нести сообщение смотрящему на нее потенциальному покупателю. Он может не обратить внимания на рекламу, если она не создает у него достаточный интерес к рекламируемому продукту.
В нашем случае нужный интерес на нашей фотографии должны создать диск и его упаковка. В то же самое время, стикер и лейбл на упаковке являются существенными для подачи продукции.


Иллюстрация 4.20
Использовался один маленький источник света справа от камеры. Здесь мы имеем исключительно рассеянный свет.

Все бы хорошо, но мы имеем черный диск в черном конверте и с черной упаковкой, причем у конверта и черной упаковки нет достаточного количества деталей в тенях, чтобы быть напечатанным в газете или книге. А если бы этот снимок использовался бы для распространяемого в торговле информационного бюллетеня, то будучи напечатанным на газетной бумаге он, в результате, смотрелся бы еще хуже.
Поскольку мы сталкиваемся с теми же проблемами, которые мы имели в случае с черной кожаной книгой, то можно попробовать использовать ту же самую схему света. Мы использовали большой источник света и разместили его так, чтобы увеличить прямое отражение от черной поверхности. Результат - на иллюстрации 4.21. Очевидно, что детали на черном диске и упаковке хорошо проработались. Однако, эффект прямого отражения света, который хорошо проработал черный пластик сделал нечитаемым шрифт на лейбле. Этот тип поверхности не годится для использования прямого отражения света. Но для нас важны обе эти поверхности. Это значительно усложняет нам работу. К счастью, нам доступны несколько возможных решений этой проблемы. Мы представим четыре самых интересных.


Иллюстрация 4.21

Используя только лишь прямое отражение света мы получаем хорошую детализацию черных предметов, но черная надпись на обложке очень плохо читается.

Попробуем использовать поляризующий фильтр.


Это первое возможное решение проблемы. Маловероятно, что оно сработает, но это самый легкий способ. У нас на некоторых поверхностях имеется прямое отражение света, и есть шанс, что этот свет поляризован и может быть убран фильтром, а на других поверхностях он не поляризован и не будет значительно затронут фильтром. Хотя более вероятно, что прямое отражение света будет или поляризовано на всех поверхностях, или не поляризовано ни на одной. Так что если поляризационный фильтр убирает прямое отражение не только с нужных поверхностей, то поступаем другим образом:

Используем источник света большего размера.

На иллюстрации 4.22 показано, как большой источник света заполняет "семейство углов", порождающих прямое отражение света на поверхностях, плюс большой диапазон углов, которые этого не делают (они дают диффузное отражение). Свет, попадающий на поверхности из "семьи углов" вызывает прямое отражение света, хорошо освещающее черный пластик. Остальная часть лучей света вызывает диффузное отражение света от поверхностей, и поэтому хорошо подсвечивает лейбл. Это решение - особенно эффективное использование света. Но к сожалению, этот подход - компромисс. Полностью проблему он не решает.


Иллюстрация 4.22
Размер этого источника света намного больше, чем нужно для заполнения "семейства углов", которое вызывает прямое отражение света от поверхности.

Используем более, чем один источник света.

Мы также можем объединить схемы света, указанные в иллюстрациях 4.20 и 4.21. В принципе, этот вариант решения проблемы, как и использование источника света большого размера: одна часть лучей света вызывают прямое отражение на объекте, а другая их часть - рассеянное отражение. При использовании двух источников света нам становится легче ими управлять, так как один источник света не зависит от другого.
Как и использование одного источника света большого размера, использование нескольких источников также является компромиссом. Но это - лучший компромисс, хотя ни диффузное, ни прямое отражения не могут дать хороших результатов, какие мы могли бы иметь, если бы имели отдельный свет для каждого из типов поверхностей.
Размер предмета часто определяет, использовать ли нам несколько источников света, или один, но большого размера. Если результат будет одинаковым, то лучше использовать то, что позволяет экономить рабочее время. В этом случае разумным является использование большого источника света, причем намного больше, чем размер объекта съемки. Но если предмет съемки достаточно большой, то легче использовать два источника света.


Иллюстрация 4.23
Большой источник света дает прямое отражение от поверхностей, тогда как маленький источник, находящийся поблизости от камеры, дает рассеянное отражение. Результат - это компромисс.

Используем Гобо.

На предыдущих примерах мы показали, что все вышеописанные способы являются компромиссными. Они работают на многих, но не на всех типах конкурирующих поверхностей. Если этикетка не очень сильно глянцевая, и если мы знаем, что фотография будет качественно отпечатана, то можно остановиться на компромиссных вариантах.
Но если этикетка не является глянцевой, то ни один из опробованных видов освещения не будет адекватным. При использовании прямого отражения от поверхностей, черный пластик проработается хорошо, но наклейка будет пересвечена. К тому же, при печати на плохой бумаге, или в газете - дефект может быть усилен.
Единственное решение этой проблемы - использование маленькой черной маски (Гобо). Гобо располагается между источником света и снимаемой поверхностью и блокирует свет (из семьи углов, вызывающих прямое отражение), падающий на этикетку. Причем маска не затрагивает свет, падающий на остальные типы поверхностей.
На иллюстрации 4.24 показано положение и размер маски Гобо для достижения нужного эффекта.


Иллюстрация 4.24
Маленькая маска Гобо блокирует свет из семейства углов, вызывающий прямое отражение на этикетке, но не затрагивает свет, падающий на другие поверхности.

Хотя Гобо является достаточно большим, чтобы заблокировать все прямое отражение света на этикетке, по иллюстрации видно, что Гобо не блокирует большую часть всего источника света. Это означает, что на этикетку падает свет от тех частей источника света, которые вызывают диффузное отражение. Правда не всегда легко определить нужный размер маски Гобо и нужное расстояние от источника света. Чем дальше Гобо от источника света, и чем больше размер самой маски, тем большее количество света (прямого отражения) она блокирует. Если же поднести Гобо близко к объекту съемки, то есть вероятность того, что сама маска бросит четкую тень на объект. Таким образом, маска Гобо должна быть достаточно далека от объекта съемки, чтобы избежать падения на объект видимой тени с резкими краями, но при этом достаточно далеко от источника света, чтобы заблокировать попадание света прямого отражения на нужную часть объекта съемки. То есть мы должны заблокировать попадание света на этикетку, но не на остальные поверхности.
Использование маски Гобо - самое эффективное решение проблемы, хотя оно требует достаточно большого количества времени. Со временем и опытом находить нужное положение маски будет гораздо проще и быстрее. Саму маску можно закрепить на любыми способами, главное, чтобы само крепление маски не бросало тень на объект съемки, и не отражалась в нем. Если в снимаемой сцене есть что-то, подобное зеркалу, то крепление маски может отразиться в нем.
На иллюстрации 4.25 показан результат применения Гобо. Свет прямого отражения падает теперь на все поверхности, кроме этикетки.


Иллюстрация 4.25

Схема света показана на иллюстрации 4.24. Здесь мы имеем хорошую детализацию черных поверхностей и четкое изображение белой этикетки.

Сложные поверхности.

В этом разделе мы будем использовать определение сложной поверхности, чтобы обозначить единственную поверхность, которая требует как рассеянного света, так и света прямого отражения. Глянцевая деревянная шкатулка - хороший пример для этого. Только прямое отражением от поверхности может сказать зрителю, что поверхность является глянцевой, но цвет и текстуру под полировкой может показать только рассеянный свет.
На иллюстрации 4.26 показана часть отполированной деревянной шкатулки, производящей как прямое, так и рассеянное отражение. Источник света среднего размера размещен так, чтобы свет от него отразился в нижней части шкатулки для проявления глянцевой поверхности. Заметьте, что небольшая часть структуры поверхности также показана посредством прямого отражения света.


Иллюстрация 4.26

Прямое отражение в левой части шкатулки показывает ее глянцевую поверхность, а рассеянное отражение справа - ее истинный цвет и структуру дерева.

Источник света был достаточно большим, чтобы отразиться во всей поверхности шкатулки. Однако мы заблокировали часть света посредством маски Гобо так, что часть поверхности дает только рассеянное отражение, которое позволяет нам видеть цвет и структуру деревянной поверхности. Заметьте, что эта область - единственная, которая дает представление о истинном цвете шкатулки. На иллюстрации 4.27 показана схема освещения.


Иллюстрация 4.27

Источник света дает оба вида отражений (рассеянное и прямого отражения), использованные в освещении деревянной шкатулки в иллюстрации 4.26.

Обратите внимание на область перехода между областями освещенности. На нее также распространилось и прямое отражение света. У этой области есть часть обоих видов отражения. Если Вы хотите увеличить зону перехода, отодвиньте камеру дальше от объекта съемки и используйте более длиннофокусный объектив, чтобы сохранить масштаб объекта. Также можно переместить маску Гобо ближе к источнику света так, чтобы границы перехода из одного типа отражения в другое стали более мягкими.
В заключении смотрите, насколько легче выполнить это упражнение, если нас не ограничивает двухмерная поверхность.
На иллюстрации 4.28 показано, что мы получим, если положим трехмерный объект на деревянную поверхность.
Отражение очков на деревянной поверхности показывает зрителю, что поверхность является глянцевой. Добавление вторичного объекта показывает деревянную поверхность лучше, нежели мы снимали бы только одну шкатулку.
Добавление трехмерного объекта к подобному объекту съемки зачастую облегчает выставление схемы света.


Иллюстрация 4.28

Очки добавляют трехмерный элемент, обеспечивающий визуальную подсказку (отражение очков), что деревянная поверхность является глянцевой.

источник: www.demiart.ru/forum/index.php?showtopic=92716&...


Ссылке по теме:
Набор советов и ссылок по студийному оборудованию: www.demiart.ru/forum/index.php?showtopic=73998
Самодельное: www.ixbt.com/digimage/contraptor.shtml
Как сделать предметный столик: fotokaif.com/stocks/24

@темы: Интернет, ПЧ, фотодело

URL
Комментарии
2010-07-04 в 18:53 

Ларуна
Безумный художник помешанный на войне.
Спасибо огромное за статью!!! Очень вовремя!

2010-07-05 в 09:12 

Натали
Одиночество - великая вещь, но не тогда, когда ты один. (с)
Ух ты! Вот это тоже было очень интересно! Очень заинтересовала также статья про самодельное студийное оборудование!

2010-08-21 в 17:38 

спасибо огромное, большим интересом прочитала все и сразу. :)
прощу прощения, долго в сети не было.. :(

2010-10-04 в 19:17 

слепой смайл
...........
Diko Ansus
да меня тоже-)))

URL
2011-02-16 в 16:04 

v0id0id
✓ Nostalgia Is Soul Cancer
очень ценная статья, спасибо большое

2011-03-15 в 17:04 

слепой смайл
...........

URL
2014-05-02 в 23:38 

Спасибо, текст из книги очень понравился!!!!

URL
2016-08-16 в 12:22 

StardustDragon
Чем больше я изучать, тем я меньше много
огромное спасибо за статью, все наглядно и понятно)

   

Фотошкола

главная